Еврейский учебно-воспитательный комплекс (ЕУВК) «Гершуни» -это комплекс без комплексов. Потому что еврейская школа в одном из тишайших, центральных кварталов культурной столицы Казахстана — не заповедник и не показушная выставка. «Гершуни» позволяет понять: право любого народа на свой образ жизни, традиции, веру, язык — это норма в сегодняшнем Казахстане...
— У нас негосударственная школа, но в основе программы обучения — казахстанский
базовый стандарт. Главное отличие — этнокультурный компонент, с которым дети знакомятся в ходе специальных предметов еврейского цикла, — говорит Анна Григорьевна Щепкина, известный в Казахстане педагог.
Президент комплекса Шевах Златопольский уточняет: —Это место, где воспитывается чувство национального достоинства. Это нельзя купить. И продать — тоже нельзя. За стеной кабинета кто-кто включает плеер. Офра Хаза заводит «Хава-Нагилы». На сегодня уроки закончены. При этом Шевах Златопольский, его жена Наталья и ещё шесть посланников-педагогов Любавического движения подчёркивают: «Гершуни» — не религиозная школа. Это шанс идентифицировать себя с помощью стройной системы воспитания, знакомства с традициями и культурой одного из древнейших народов на планете. — Мы в первую очередь учим детей не стесняться слова «еврей», произносить его твёрдо и ясно, — говорит Анна Щепкина и открыто смотрит мне в глаза. И становится понятно вспоминать, почему так вышло, что учить этому на всём постсоветском пространстве надо с младенчества, нет смысла.
В «Гершуни» есть и конкурс, и отбор. Для детей это «лист ожидания», а для учителей — один, но очень сложный тест: как претендент относится к ребёнку, и способен ли он, как говорил поэт, «прощупать душу под коростой»...
В этой школе никто не повысит голос на ребёнка. Ни «учитель года» Гульмира Каббасова (русский язык и литература), ни Татьяна Шуваева, преподающая в «Гершуни» с первого дня, ни биолог Светлана Головацкая, ни математик Светлана Павлоцкая, ни Тамара Давы-довна Голанская, которая из урока в урок рассказывает детям о еврейских традициях. Традиции — это вообще особый предмет. Освоить его помогает в «Гершуни» Ронит Арза-масова, выпускница днепропетровского колледжа «Бет Хана», приглашённая специально в Алма-Ату.
Кстати, питомцы «Гершуни» своими новым знаниями делятся с родителями. «Родительский университет образования» создавать в «Гершуни» поначалу никто не собирался, но мамы и папы его посещают активно. «У нас яйца учат курицу!» — гордятся учителя.
Уже шесть выпусков ЕУВК раскидало по свету: живут счастливо, учатся в престижных колледжах Канады, США, России, Австрии, Израиля... А начинали пять лет назад с трёх десятков учащихся. Сейчас в комплексе 200 детей: 140 — в школе, 60 — в детсаду «Гершуни».
Конечно, здесь умеют «натаскать» на ЕНТ — с тестированием в «Гершуни» ни у кого из школьников нет никаких проблем. Но в школе есть своя «модель выпускника».
— Мы не готовим эмигрантов и репатриантов, — говорит Анна Щепкина, — наша «моделька» учится уверенно ходить по скользкому, опасному, коварному и длинному подиуму жизни. Согласитесь, этот подиум одинаков везде...
Кстати, иудеи вот уже четвёртую тысячу лет свою элиту формируют не по родовому, а по интеллектуальному признаку. «Гаона» — лидера диаспоры — во все века евреи выбирали из выпускников «ешив», известных, крепких академий. Поэтому даже в жёстких условиях средневековой Европы у еврейских общин была стройная схема серьёзного обязательного начального образования.
— Рост этнического самосознания диаспоры вызвал потребность в создании собственной сети образовательных структур. Задача таких образовательных структур, как «Гершуни», — на базе «корневой» этнической структуры подготовить учащихся к интеграции в общество, сохранить комплекс этнокультурных ценностей, совместив его с общей социокультурной парадигмой страны проживания. Позиция школы подчёркнуто светская. В выпускниках школа видит людей, способных в случае репатриации успешно интегрироваться в израильскую жизнь или, если они останутся в Казахстане, работать специалистами в самых различных областях, — говорит Шевах Златопольский.
А под окном шум, гам, урчат автобусы, в которых под присмотром тщательно проверенных водителей детишек из школы за высоким забором с бдительной охраной развозят по домам. Они только вышли на поиск заветных ключей к дверям кладовых своей многотысячелетней культуры.